История станции Карасук

Чтоб могуществом Русь прирастала,
Царь указ именной создаёт:
Быть дороге из шпал и металла
По Сибири, где солнце встаёт.
И по просекам пилы запели,
Засыпался в низинах откос.
С удивлением люди глазели
На большой самовар - паровоз.

Строительство Транссибирской железной дороги, начатое ещё в конце 19-ого века в царской России в корне изменило жизнь в Сибири. Благодаря ему появился наш областной город Новосибирск, первое название которого Новониколаевск.

    Паровозы, которые тащили составы, требовали воды и угля, которого поблизости тогда не было. На юг от Сибирской дороги были известны Экибастузские каменоугольные копи и г. Павлодар. Кулундинские степи были заселены переселенцами, которые жили в больших и малых сёлах. Жили здесь достаточно зажиточно, разводили скот, сеяли рожь и пшеницу. Продукции было много, но сбывать её было некуда. Сторожилы рассказывали, что здесь колёса телег смазывали сливочным маслом.  

   Впервые вопрос о проведении железной дороги от станции Татарская до станции Кулунда поднял в 1905г. некий купец Дёров. Он предлагал соединить ветвью Павлодар с Сибирской магистралью, тем более, что угольные шахты принадлежали ему. 


Изыскательные работы, по определению места где вести линию, начались только через 6-ть лет.  Надо иметь в виду, что при той технике необходимо было через 8-10 км строить маленькие станции (разъезды), чтобы содержать дорогу в надлежащем состоянии и для того, чтобы встречные поезда могли разъехаться, ведь дорога прокладывалась однопутней. Вначале станцию, которую назвали по имени протекающей речки Карасук, решили строить напротив современного с. Голенькое, но владельцам земли не хотелось терять хорошие высокие участки, ведь кругом болота. Местные жители толи напоили, толи дали взятку, но изыскатель К.И.Капустин вбил колышек станции у болота (его часто сейчас называют Банным). Ему мы и обязаны тем, что живём среди болот. Там и появился первый вокзал. На небольшом бугорке напротив была построена казарма из нескольких пластяных избушек для рабочих (место огородов на ул. Транспортная).  Вокруг неё, изыскивая более высокие места, стали селиться жители.


  Строительство началось перед первой мировой войной. Когда началась война, многих забрали в армию и рабочих стало недостаточно. Акционерам пришлось искать рабочую силу в Китае. Все работы выполнялись вручную, землю носили в корзинах, шпалы разносили на руках. Первый состав в Карасук пришёл в 1917г. Много съехалось крестьян из ближних и дальних деревень, чтобы своими глазами посмотреть, как бегает «чугунка». На первых порах поезд приходил раз в неделю, жители иногда шли встречать «кукушку» (так называли паровоз за прерывисты гудок) к речке, где паровозы набирали рукавом воду прямо из речки. В то время здесь проживало не более 400 человек.

 Наша местность тогда относилась к Алтайскому краю, где было два Карасука. Дело в том, что нынешнее село Краснозёрское называлась Карасук.  Чтобы не было путаницы, село было переименовано, а название Карасук сохранилось за станцией, которая стала быстро расти. Уже 1929г. районный центр из Чёрной Курьи перевели в Карасук. Здесь было построено депо «на два стойла».


Появилась водонапорная башня (вначале вода поступала на станцию по водоводу из озера Красное), и новый вокзал, для строительства которого специально была завезена земля. Были построены два деревянных дома. Один, в котором жил начальник станции и жандарм, сохранился до сих пор. Другой стоял у современного виадука. Там была маленькая амбулатория, где был фельдшер и медсестра, с другой стороны жили рабочие.


В годы гражданской войны на станции был организован Совет, но вскоре пришли колчаковцы. Члены совета были арестованы и расстреляны на болоте. Особенно колчаковцы охотились за бывшими моряками, которых просто уничтожали. В Карасуке, погибшим в годы гражданской войны поставлен один из самых лучших памятников в области. 



Железнодорожная форма в годы войны
В годы Великой Отечественной войны больше 11-ти тысяч карасучан ушло на фронт. На железной дороге их заменили женщины. Дорога продолжала исправно работать: везла бойцов на фронт, привозила раненых и эвакуированных, везла хлеб, масло, мясо на фронт. «Всё для фронта, всё для победы»!

После войны железнодорожники построили свой дом культуры. Это было кирпичное здание, где вечером показывали кинофильмы. Билеты стоили 20-30 копеек, поэтому жители не пропускали ни одного фильма. Это здание до сих пор стоит за магазином «Дом,сад,огород». Кстати, тогда этот магазин был центральным универмагом.

   В 1954г посёлок Карасук получил статус города. Но на город он стал похож только тогда, стали строить Среднесибирскую магистраль.



Чтобы разгрузить Транссибирскую дорогу правительство принимает решение соединить железной дорогой Омск и Барнаул напрямую. Новая дорога проходила через Карасук, что делало станцию железнодорожным узлом. Прозорливым оказалось решение, на котором настаивал первый начальник Карасукского Отделения Лигачёв Д.И., о переносе Отделения из Славгорода в Карасук. В конце 50-ых годов были снесены избушки по улице Вокзальной (ныне ул. Ленина). На их месте было построено здание Карасукского Отделения Омской железной дороги и первые двух-трехэтажные дома у вокзала.  За городом стали строить современное депо уже не для паровозов, которые уходили в прошлое, а для тепловозов, а потом и для электровозов.


Были построены здания для всех железнодорожных служб. Со всех концов нашей страны сюда ехали строители, рабочие, железнодорожники. Строители располагались в вагончиках, этот район так до сих пор и называется «Стройка». Там ещё сохранилось несколько домиков, переделанных из этих вагончиков. Смп-213- так называлась строительная организация возглавляемая Крюковым, прокладывала дорогу.

    Работа на железной дороге в Карасуке считалось престижной. Выпускники школ шли целыми классами работать, учились заочно и многие из них стали классными специалистами. Образовались целые династии. Так, например, в депо работали отец и сыновья Магилатовы, семья Почётного железнодорожника Лебедева А.А. в полном составе и сейчас продолжает работать на железной дороге. Таких людей много. Карасукское Отделение  было одно из самых передовых не только на Западно-Сибирской железной дороге. Неоднократно на базе Отделения проводилась учёба и обмен опытом железнодорожников всей страны.

    В советские времена железная дорога для своих работников строила всё. В первую очередь – это жилые дома, которые давались бесплатно. И пусть они по сегодняшним меркам не очень комфортабельны, но в те времена, люди были просто счастливы получить благоустроенную квартиру. Так вырос целый район, получивший название «Черёмушки».

В то время на юго-западе Москвы на месте деревни Черёмушки строился новый микрорайон. На эту тему в театре была поставлена оперетта «Москва – Черёмушки», которая была очень популярной в стране. В то время жилья строилась во всех городах очень много, и во многих эти новостройки стали называть Черёмушки. Вот и в Карасуке появились свои Черёмушки. Правда, они построены не там, где цвела черёмуха, а прямо на болоте, которое отделяла город от совхоза имени Дзержинского Здесь были не только жилые дома, были построены две железнодорожные школы, 4-е детских сада, железнодорожная больница, пекарня, магазины, ателье, новый дом культуры, санаторий-профилакторий. При последнем начальнике Карасукского Отделения Голодникове Б.С. в Карасуке появился целый спортивный комплекс на улице Тургенева (стадион, бассейн). Для работников были созданы все условия.


Годы «перестройки» очень негативно отразились на всей Западно-Сибирской магистрали. Не обошла беда и Карасук. Перевозки резко упали, началось сокращение рабочих. Дошло до того, что стали разбирать вторые пути на Средне-Сибирской.  Постепенно дорога стала оживать, при новом начальнике Западно-Сибирской железной дороги, бывшем главном инженере Карасукского Отделения Целько А.В.  Он много сделал для дороги, в том числе был построен спортивный клуб «Молодость» и красавец – новый вокзал.


Реорганизация Российских железных дорог привела к тому, что в конце 90-ых годов Карасукское Отделение было закрыто.  Но станция существует, работает депо и другие железнодорожные службы. Существенное отличие заключается в том, что руководство РЖД отказалось от социальной сферы.. Нет в Карасуке железнодорожных школ, закрыты детские сады, пекарня.

Несмотря на все проблемы, традиционно в Карасуке быть железнодорожником – почётно. Бережно хранит историю и железнодорожные традиции местный музей станции Карасук. Активно работает общество ветеранов железнодорожного транспорта, которое ведёт профориентационную работу среди молодёжи школ и профессионального лицея. До сих пор многие выпускники поступают учиться в железнодорожные ВуЗы. Некоторые возвращаются в Карасук.  За ними - будущее нашей родной станции. Дорога остаётся ведущим предприятием города, где работает половина трудоспособного населения города.  Не даром говорят: «Там, где есть железная дорога, там всегда будет жизнь».


Комментарии